Home » Методическая копилка

Независимая система оценки качества образования

Методическая копилка

DSC05098

« Наблюдение за природой как средство эстетического воспитания    дошкольника»

 

Основное средство познания — природы наблюдение. Наблюдения под руководством воспитателя раскрывают перед ребенком всю многокрасочную картину мира природы: проползающий по траве жук, полевой цветок, первая проталина, зеленая трава, осваиваются детьми как первоначальный материал для эстетических переживаний.  Наблюдение позволяет показать детям  природу в естественных условиях, во всем ее многообразии.  Наблюдения не просто дают детям новую информацию,а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в диалог с ней.   Наблюдать- значит не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушиваться, прислушиваться, не просто нюхать , а принюхиваться. Организуя наблюдения в природе  мы решаем в комплексе ряд задач:

— формируем у детей знания о природе.

— учим наблюдать.

— развиваем наблюдательность.

— воспитываем эстетически.

Сущность наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия- зрительное, слуховое, тактильное, кинетическое.  Дошкольникам необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы: тёмные тучи, яркие звёзды, серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме; разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, сверкание снега; отмечать и сопоставлять формы цветов и листьев.  Каждый вид наблюдений требует руководства со стороны воспитателя.
— Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно.
— Для каждого наблюдения мы отбираем небольшой круг знаний.
— В организации наблюдений мы  предусматриваем системность.
— Активизируем умственную деятельность детей разнообразными приемами.
-Мы закрепляем в процессе наблюдений знания детей с помощью других методов и форм работы.
— Наша цель:  помочь сформировать ребенку представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

DSC07449  Наш Д.сад расположен в зеленой зоне. На  территории  д.сада достаточно объектов наблюдения как за живой , так и неживой природой. Разбиты многочисленные цветники , которые поражают и восхищают своей красотой. У нас растут различные виды деревьев и кустарников. Есть возможность наблюдать за пернатыми друзьями. Так же недалеко от д.сада есть небольшое озеро. Все это помогает мне охватить достаточно большое количество объектов природы. Познакомить детей не только с красотой природных объектов , но и с их многообразием. Мы постоянно совершенствуем эколого-развивающую среду в дошкольном учреждении. Стимулируем интерес ребенка к природе через природные объекты., формируем потребность в самом изучении природы, прививаем любовь к природе и через наблюдения в природе развиваем эстетику дошкольников. Наш педагогический коллектив так же имеет опыт создания экологической тропы.DSC07451

  Наблюдение за луговыми цветами. Это наблюдение мы с детьми проводим не далеко он нашего д.сада. с целью познакомить детей с названием луговых цветов, различать по внешнему виду, закрепления навыков бережного отношения к природе. Главное развить умение у ребенка любоваться красотой природы и восхищаться.В процессе наблюдения я использую вопросы для развития мыслительной деятельности ребенка.

 – Где растут ромашка, клевер , или колокольчик?

-Из каких частей состоит растение ?

– Можно ли срывать растения? Так же я использую прием художественного слова , что бы подчеркнуть всю прелесть природы.

Давай пройдемся медленно по лугу

И « здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами поклониться

Не для того, чтоб  рвать иль срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

DSC05284Наблюдение в парке

Так как наш д.сад находится в зеленой зоне , то наблюдения связанные с  меж сезонными изменениями в природе  мы с детьми наблюдаем на территории детского сада. Но все таки излюбленным местом наблюдений за природой у детей  остается наше не большое озеро, где присуща своя неповторимая красота каждому времени года.

Зимой дети  на участке закрепляют знания не только о том , что в зимнее время деревья не растут, они еще и учатся видеть красоту зимних деревьев под сверкающим снегом.

 Весной проводим наблюдения за весенними явлениями в природе. Где целью наблюдения является показать изменения природы проис шедшие на участке  в парке  в связи с наступлением тепла-весны. Моей целью является так же передать радостное весеннее настроение детям.

— К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины На полях видны

Видно очень теплые ноги у весны.

Лето. Прекрасная пора для наблюдений. Столько красок, запахов , впечатлений! Здесь я делаю цикл наблюдений за насекомыми, давая понятие важность насекомых в природе , а так  же учу находить в них красоту природы. А закрепляем мы летние наблюдения рисованием , лепкой или пением.

На лугу
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.
И. Суриков

   Осень в подарок

Подари мне осень — капельку дождя,
Где из жёлтых листьев мокрая стезя.
Лес,как в сказке замер, сбрасывая лист,
Между голых веток слышен ветра свист.

Подари мне осень — журавлиный крик,
В лужах на асфальте солнца яркий блик.
Где ручей игривый смыл дороги край,
Проложив из листьев путь в осенний рай.

В.Замыслов

Наблюдения за осенней природой  рассматривание деревьев вот где буйство красок и неповторимая красота природы. Эти наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. Уметь показать детям всю красоту и неповторимость природы.

   И в заключении хотелось бы сказать  Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы — этого самого естественного источника красоты. Природа — не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа — источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать педагоги  у детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Leave a comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *